Рабочая программа художественной направленности вокальная студия «Кнопочки»

Автор-составитель:
Романова Елена Васильевна – заместитель заведующего, Синцова Татьяна Евгеньевна –
воспитатель, муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №460
Рабочая программа художественной направленности вокальная студия «Кнопочки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №460,
город Екатеринбург, 2021 год.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ..................................................................................................................3
1.1. Пояснительная записка ..........................................................................................................3
1.1.1. Цели и задачи Программы ..................................................................................................5
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы .......................................................5
1.1.3. Характеристики особенностей развития вокальных навыков детей дошкольного
возраста...........................................................................................................................................6
1.1.4. Развитие вокальных навыков у детей ................................................................................9
1.2. Планируемые результаты реализации Программы ...........................................................10
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
(оценочные материалы) ..............................................................................................................11
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.............................................................................................14
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
вокально-певческих способностей. ...........................................................................................14
2.1.1.Развитие ладового, мелодического и гармонического слуха .........................................14
2.1.2. Развитие дыхательного аппарата .....................................................................................14
2.1.3. Развитие дикции и артикуляции ......................................................................................15
2.1.4. Развитие звукообразования и звукоизвлечения .............................................................15
2.2. Формы, методы, приемы и средства реализации программы ..........................................16
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми ...................................................................................17
2.4. Способы поддержки детской инициативы в освоении Программы. ...............................18
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе реализации Программы...........18
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ..........................................................................................19
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка .....................19
3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды ................................19
3.3 Календарный учебный график .............................................................................................20
3.4. Учебный план образовательной деятельности ..................................................................20
3.5. Учебно-тематический план Программы 3-7 лет................................................................21
3.6. Календарно-тематический план Программы .....................................................................22
3.7. Материально-техническое обеспечение Программы ........................................................26
3.8. Методические материалы, средства обучения и воспитания...........................................27

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Основы культуры закладываются в дошкольном возрасте. Педагог и ребенок субъекты педагогического процесса. Ребёнок воспринимается как личность, имеющая
право на свое видение и понимание мира. Погружая в культурную среду, педагогиспециалисты воспитывают у детей восприимчивость к красоте, эмоциональную
отзывчивость, приобщают к различным видам искусств, и к музыке тоже.
По данным многочисленных исследований, важное место в музыкальной
деятельности, занимает пение. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, ярче
выражают чувства, развиваются музыкальные способности. В процессе пения, дети
обучаются музыкальному языку. У дошкольников формируется способность чувствовать
темповые, высотные и ритмические изменения в музыке. И постепенно, дети старшего
дошкольного возраста, начинают сознательно и активно пользоваться в своей
исполнительской деятельности. Поэтому роль педагога состоит в том, чтобы
заинтересовать детей старшего дошкольного возраста, побудить их интерес к пению.
Проблемой является тот факт, что у ребенка желание петь не совпадает с реальными
возможностями петь естественным, легким звуком, а также чисто интонировать.
Актуальность обращения к объективной проблеме обучения пению, обусловлена тем,
чтобы помочь ребёнку своевременно сформулировать подвижность артикуляционного
аппарата, развить дыхание, точную дикцию, чистое интонирование интервалов и
мелодических линий. Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной
системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие
музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются
простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение
выслушивать произведения до конца, следить за его развитием, запоминать его основную
идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к
такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и
доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и
слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего
сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства, которому
последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат
правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и
слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих
навыков – путь к выразительному исполнению. Развитие мелодического слуха особенно
интенсивно происходит в условиях обучения пению. Совместное пение развивает чувство
коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть
хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать
состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному
сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не
будет хора. В условиях совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно
занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье.
С этой целью была разработана рабочая программа художественной
направленности «Кнопочки» (далее – программа) которая составлена на основе учебнометодических пособий «Камертон» Э.П. Костиной, «Ступеньки музыкального развития»
Е.А.Дубровской, «Методика обучения пению детей дошкольного возраста» Т.М.Орловой и
3

С.И.Бекиной. Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст - 2
занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 часа в учебный год.
Данная программа разработана и составлена на основании нормативных правовых
документов, регулирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений:

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребенка;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской
Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N
30468);

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.01.2021 г., регистрационный № 62296).
Направленность программы: развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста.
Новизна и актуальность: данная программа предполагает реализацию всестороннего
целостного подхода к музыкальному развитию ребенка в дошкольном возрасте, а также
педагогическое сотворчество в воспитании и развитии детей.

4

1.1.1. Цели и задачи Программы
Цель Программы — разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие,
воспитание, обучение) детей от трех до семи лет, соответствующее их возрастным
особенностям. Данная цель реализуется в процессе разнообразных видов музыкальнохудожественной деятельности.
Задачи Программы:
 Формирование интереса к вокальному искусству.
 Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса, чувства ритма,
музыкальности.
 Развитие умений различать звуки по высоте.
 Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания,
артикуляции.
 Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным
голосом, без напряжения, выразительно).
 Формирование вокально-хоровых навыков.
 Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры поведения во время
занятий, культурно-досуговой и концертной деятельности.
 Прививать уважительное отношение к результатам детского творчества;
 Выработать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи.
Для реализации этих задач необходимо создание следующих условий:
- создание развивающей среды, способствующей гармоническому личностному развитию
ребенка и сохранение его индивидуальности;
- установление образовательного сотрудничества с родителями (концертные выступления)
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование способностей и интегративных
качеств, духовных и общечеловеческих принципов.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного
образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса развития вокальных навыков;
Кроме общих принципов, сформулированных в ФГОС ДО, можно выделить и
специфические принципы, отражающие закономерности проведения, методики и
построения занятий:
- принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры,
предполагает, что каждый ребёнок вне зависимости от возраста уже обладает
индивидуальным музыкальным опытом, имеет начальное избирательное отношение к
музыке. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход –
предложение детям разной музыки для восприятия;
- принцип учета деятельностной природы ребенка, предлагаемый музыкальный
репертуар позволит ребенку выразить доступными средствами результаты собственного
восприятия. Музыка способствует интерактивному включению ребенка – его
5

непосредственные эмоциональные и двигательные реакции. Данный принцип учитывает
природную активность ребенка;
- принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки ребенком.

1.1.3. Характеристики особенностей развития вокальных навыков детей дошкольного
возраста
Возрастные и индивидуальные особенности детей четвертого года жизни
На четвертом году жизни интенсивно формируются основы его личности. Ребенок с
удовольствием слушает музыку, связанную по содержанию с его родным домом, с образами
его любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным
окружением. Продолжается становление музыкального восприятия, Внимание ребенка
делается все более произвольным, поэтому он может слушать музыкальное произведение
(непродолжительное), до конца. В этом возрасте у малыша уже достаточен объем
музыкально – слуховых представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют
довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует об обогащении
музыкальной памяти. Дети различают музыку первичных жанров (песня, танец, марш), а
также некоторые разновидности песни (колыбельная, плясовая).
Восприятие музыки становится не только более эмоциональным, но и
дифференцированным: Дети без труда различают контрастные регистры, темпы,
динамические оттенки. Осваивают музыкально - дидактические игры, упражнения. Но пока
еще произвольность поведения только формируются, музыкальная деятельность имеет
неустойчивый характер. Ребенок по - прежнему не может долго слушать музыку, и
продолжительность ее звучания должна быть четко регламентирована. Движения под
музыку становятся более координированными. Проявляется умение менять движения в
связи со сменой характера музыки. В свободных плясках, как правило, движения остаются
однотипными, но выполняются с радостью. Довольно слаба ориентировка в зале,
продолжительность игры, танца небольшая. Однако все это не снижает интереса детей и их
возможности в овладении движениями под музыку. Этот вид музыкальной деятельности
является для них одним из наиболее привлекательных. В этом возрасте ребенок с
удовольствием пробует импровизировать на различных музыкальных инструментах и
игрушках. Он с любопытством обследует музыкальные инструменты. Однако возможности
при общении к игре на детских музыкальных инструментах остаются по-прежнему
небольшими: его слуховой опыт невелик и недостаточно координации движений руки.
Возрастные и индивидуальные особенности детей пятого года жизни
Одним из любимых видов музыкальной деятельности ребенка пятого года жизни по–
прежнему остается слушание музыки (как вокальной, так и инструментальной).
Определенный слуховой опыт позволяет дошкольнику активно проявлять себя в процессе
слушания музыки. Восприятию музыки продолжает помогать иллюстрации. Ребенок
способен запоминать, узнавать называть многие знакомые ему произведения, что
свидетельствует о состоявшимся развитии музыкальной памяти. Однако необходимо
помнить, что у ребенка еще продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная
перепонка нежна и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не
закончилось, поэтому музыка не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.
Ребенок по-прежнему проявляет интерес к пению, любит петь вместе со
сверстниками и взрослыми, а также самостоятельно. Осознанно использует в пении
6

средство выразительности: музыкальные (высота звука, динамические оттенки) и
внемузыкальные (выразительная мимика). Правильно поёт мелодии отдельных, небольших
фраз песни, контрастные низкие и высокие звуки, соблюдает несложный ритмический
рисунок. Певческий диапазон в пределах РЕ – ЛЯ первой октавы. Голосовой аппарат
ребенка не сформирован, связки очень тонкие, дыхание слабое и короткое, дикция у многих
детей остается нечеткой, но несмотря на это дошкольника можно успешно обучать пению.
На пятом году жизни дети имеют уже музыкальный опыт. У них окреп голос,
увеличился диапазон (ре – си), дыхание стало более организованным, хотя все еще
довольно поверхностное. У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше
и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения,
т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым
вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии
октавы, сексты, квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз, могут выделить
вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослыми; начинают петь
согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса
взрослого).
Возрастные и индивидуальные особенности детей шестого года жизни
Интенсивно продолжают развиваться музыкально – сенсорные способности. Ребята могут
различать выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладо -высотный
слух. Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное
музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребенка
сформирована потребность в пении.
Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче,
характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально – слуховая
координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном
дыхании целые фразы песни. Певческая дикции у большинства детей правильна Дети могут
петь в диапазоне ре-до. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми
надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков.
Удобными являются звуки ми - фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до
первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные и индивидуальные особенности детей седьмого года жизни
Дети этого возраста приобретают более широкий кругозор, достаточный уровень
интеллектуального развития и музыкального образования, обладают заметными
возможностями, чтобы слушать довольно сложные музыкальные произведения. К этому
времени у них имеется значительный объем музыкальных впечатлений, они знают
некоторых композиторов, избирательно относятся к музыке, мотивируют свой выбор.
В этом возрасте ребенок обладает существенными возможностями для проявления
себя в пении, он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя голосовые
связки не сформированы окончательно. Диапазон у большинства дошкольников в пределах
октавы ДО (первой), ДО (второй). Большинство ребят имеют большой запас песен,
выделяют любимые, испытывают эстетическое наслаждение при удачном исполнении
песни. Дети могут самостоятельно петь подолгу, однако это не всегда желательно.
Взрослым необходимо постоянно заботиться об охране детского голоса.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои
суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го
года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и
7

инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно
становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки,
изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, постепенное
и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и
длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая
координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только
психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей
еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения
краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает
тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей
петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются
правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и
звонким.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу студии два
взаимосвязанных направления: собственно, вокальную работу (постановку певческого
голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного
исполнительства:
• песни хором в унисон;
• хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
• при включении в хор солистов;
• пение под фонограмму;
• пение по нотам.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности
звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в
соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую
подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь: слушать, анализировать, слышать,
интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих
условий:
• игровой характер занятий и упражнений,
• активная концертная деятельность детей,
• доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь
не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях.
• атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры,
пособия)
• звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые
и с записями музыкального материала)
• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького
артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми,
родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения,
шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями
необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

8

1.1.4. Развитие вокальных навыков у детей
4-5-го года жизни
Развивать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно и планомерно, от
простого к более сложному. Работа по развитию вокально-хоровых навыков проводится с
помощью упражнений, которые используются на каждом занятии. Большое внимание
необходимо уделять распеванию. Песенки-попевки – прекрасный материал для развития
певческих навыков детей, способствующий развитию слуха и голоса, выработке чистого
интонирования и лёгкого звучания голоса, расширению его диапазона.
Овладеть певческим дыханием детям помогают дыхательные упражнения без звука
и со звуком. Следует помнить о том, что на одном занятии можно давать не более двух
упражнений на развитие дыхания. Работа над правильным звукообразованием строится на
развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. В этом педагогу помогут
следующие игры:
– пение с приставленной к уху ладонью;
– пропевание гласных А-Э-И-О-У;
– пение с закрытым ртом и др.
Для правильного формирования гласных хорошо использовать песенки-попевки на
двух–трёх примарных звуках – акцент в них делается на правильное положение рта при
пропевании гласных звуков. Главная задача педагога при работе над звуковедением –
добиваться кантиленного пения. Эффективным методом в этой кропотливой работе
является разучивание попевок а capella. Кроме того, нужно пресекать громкое крикливое
пение, приучать детей слышать себя и других. Чистота интонирования во многом зависит
от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые звуки. Первоначально надо
научить ребёнка ощущать тонику и находить её самостоятельно. В этом помогают
упражнения на развитие ладового чувства:
– распевки, построенные на тоническом трезвучии;
– попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонике.
Очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально-слуховых
представлений у дошкольников – певческая импровизация. Для красивого пения
необходимо владение артикуляцией и дикцией. Г.А. Струве отмечал: «Артикуляционный
аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить
специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении,
правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти,
свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».
Можно использовать в работе:
– утрированный показ;
– артикуляционную гимнастику;
– озвученную артикуляционную гимнастику;
– проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе.
Фонопедический метод развития голоса направлен на укрепление гортани и
расширение звукового диапазона голоса.
Развитие вокальных навыков у детей
6-7 лет жизни.
К старшему дошкольному возрасту, дети уже могут достаточно чисто интонировать
контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный
ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне, узнавать по тембру
музыкальные инструменты. Старшие дошкольники должны иметь определенный
9

фундамент музыкального развития, быть активными на музыкальных занятиях, проявлять
инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности. Однако уровень музыкального
развития, в частности уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти,
певческих навыков, у детей еще очень разнороден. Некоторые из них могут правильно
интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко
или высоко, но фальшиво. Это усложняет работу педагога, который должен научить
каждого ребенка петь достаточно чисто, чтобы все дети имели определенный объем
устойчивых певческих умений. Дети к 6-ти годам должны самостоятельно различать звуки
по длительности и по высоте в пределах квинты. Отличать на слух правильное и
неправильное пение.
В работе с детьми в обучении пению важно использовать упражнения на развитие
мелодического слуха и голоса. Песни-упражнения способствуют выработке отдельных
автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких,
повторяющихся мелодиях и попевках. Учитывая особенности восприятия детей, нужно
ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими
упражнениями являются маленькие песенки. Упражнения отличаются разнообразием
ладовой и гармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными
образами. Систематическое использование песен - упражнений помогает сформировать
устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при
разучивании песенного материала.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет
увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу
использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей
расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
1.2. Планируемые результаты реализации Программы
Планируемые результаты освоения Программы формулируются как ориентиры
освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной программы в каждый
возрастной период освоения программы.
Целевые ориентиры Программы, с учетом возрастных возможностей и
индивидуальных различий детей.
•
ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту
музыкального творчества;
•
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
•
учитывает интересы и чувства других, сопереживает неудачам и радуется
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
•
могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый,
грустный, лирический, героический и т.д.).
Планируемый результат 3-4 года
- у детей развита слуховая сосредоточенность и эмоциональная отзывчивость на
музыку;
- активизирована слуховая восприимчивость;
- выросло качество музыкального звука: высота, длительность, динамика, тембр.
Планируемый результат 4-5 лет
- умеют понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;
- развиты умения общаться и сообщать о себе, своём настроении с помощью музыки;
10

-развит музыкальный слух – интонационный, мелодический, гармонический,
ладовый;
-сформированы начальные певческие навыки, развиты координация слуха и голоса.
Планируемый результат 5-6 лет
- обогащён слуховой опыт детей;
- умеют анализировать средства музыкальной выразительности;
- развиты певческие умения;
- развиты умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.
Планируемый результат 6-7 лет
- умеют анализировать, сравнивать и сопоставлять при разборе музыкальных форм
и средств музыкальной выразительности;
- развиты умения чистоты интонирования в пении;
- освоены навыки ритмического многоголосья посредством игрового
музицирование;
- развиты умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной
деятельности.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
(оценочные материалы)
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных
результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений
детей и включить описание объекта, форм, периодичности и содержание мониторинга.
Цель диагностики: выявление уровня музыкального развития ребенка.
Диагностика проводится 2 раза в год в начале года (вводная) и в конце года (итоговая), в
результате которых делается сравнительный анализ показателей критериев.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в
условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. Это помогает
определить развитие ребенка, его способности и соответственно корректировать
содержание занятий. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика,
основанная на выполнении трех основных музыкальных способностей: ладового чувства,
музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

Ладовое чувство

Основные
музыкальные
способности.

Высокий
уровень

Средний
уровень

Низкий
уровень

Внешние проявления
Яркое эмоциональное
эмоциональности при
Отсутствие внешних
восприятие музыки, внимание
прослушивании,
проявлений
во время слушания
недостаточное внимание при
эмоциональности при
предлагаемого произведения,
восприятии, нестабильность восприятии предлагаемого
просьба повторить
правильных ответов в
музыкального
музыкальное произведение,
определении устойчивых и произведения, не узнавание
наличие любимых
не устойчивых звуков при
знакомых
произведений, точное
окончании на них мелодии,
мелодий, отсутствие
ощущение устойчивости и
нестабильность правильного
способности довести
неустойчивости звуков при
выполнения задания довести
мелодию до точки.
окончании на них мелодии
мелодию до точки.
11

Музыкально-слуховые
представления
Чувство ритма

Недостаточно чистое
Чистое интонирование
интонирование мелодии
мелодии знакомой песни с
знакомой песни с
сопровождением и без не него,
сопровождением и без него,
точность интонации
«Гудошник», не
неточная интонация
незнакомой мелодии после её
правильный подбор по
мелодии после её
предварительного
слуху незнакомой мелодии.
предварительного
прослушивания, правильный
прослушивания, подбор с
подбор по слуху несложной
ошибками несложной
мелодии, попевки.
мелодии (попевки) по слуху.
Воспроизведение в хлопках
Неправильное
Чёткое воспроизведение в
ритмического рисунка с
воспроизведение
хлопках ритмического рисунка ошибками, недостаточная
ритмического рисунка
мелодии, соответствие ритма точность соответствия ритма мелодии, несоответствие
движений ритму предлагаемого
движений ритму
ритма движений ритму
музыкального произведения.
предлагаемого
музыкального
музыкального произведения
произведения.

В конце года, проверяя уровень развития голоса и слуха каждого ребенка, педагог
предлагает:
- спеть несколько знакомых песен (2-3) в сопровождении инструмента. При этом
отмечается качество пения, характер звучания, чистота вокальной интонации;
- спеть несложную песню без сопровождения, чтобы выяснить, может ли ребенок
правильно петь без поддержки взрослого;
- спеть попевку в двух разных тональностях; проследить, умеет ли ребенок "настроиться»;
- сочинить музыкальный "ответ" (педагог поет: "Как тебя зовут?" Ребенок отвечает: "Светла-на");
- определись направление движения мелодии на примере песни;
- определить исполненные поочередно высокие и низкие звуки (в пределах квинты);
- ответить, - кто спел правильно;
- выяснить, какие песни из пройденного репертуара ребенок помнит и может их петь с
сопровождением и без сопровождения инструмента;
- петь звукоподражания (поет маленькая и большая кукушка, мяукает котенок и кошка);
- петь свой имена на 2-3 звуках, передавая разнообразные интонации;
- импровизировать мотив из 2-3 звуков на слоги "ля-ля", каждый ребенок придумывает свой
мотив. Дети соревнуются, кто больше придумает попевок;
- играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться
воспроизвести их в пении;
- сочинять мелодии, передавая различный характер в соответствии с содержанием
("Веселая песенка», «Грустная песенка» и т.д.)

12

Диагностика выявления результатов освоения детьми вокальных навыков
п/п Ф.И. ребенка
№

Ладовое чувство
н/г

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1 – низкий; 2 – средний; 3 – высокий.

к/г

н/г

к/г

Музыкально-слуховые
представления
н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

Чувство ритма
к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития вокально-певческих способностей.
2.1.1.Развитие ладового, мелодического и гармонического слуха
Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций
мелодий. Другими словами, способность ощущать эмоциональную выразительность
произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на
интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к
прослушиванию мелодий. Слуховое представление характеризуется возможностью
ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать
внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это
основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она
составляет основу гармонического слуха. Чувство ритма дает возможность чувствовать
временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную
составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность
проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его
эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
2.1.2. Развитие дыхательного аппарата
Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного
овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука,
выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном
этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не
прерывающим музыкальную фразу.
Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить
ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял,
что от него хотят. Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает
следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что
необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению
организма в целом.
Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и
мышечная нагрузка.

2.1.3. Развитие дикции и артикуляции
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие
упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь
жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую
сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку,
стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь
производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы
трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза. С целью выработки дикции можно использовать
скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по
полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у
дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой
интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани
при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением
полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные
в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата,
головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу
включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме
того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
2.1.4. Развитие звукообразования и звукоизвлечения
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным,
звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного
звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней
челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано
такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо,
15

начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных
фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог
в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку»
(конец музыкальной фразы). Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания
и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза
стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или
медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего
звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и
согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
2.2. Формы, методы, приемы и средства реализации программы
Формы:
- коллективное занятия;
- индивидуальная работа;
- концертные выступления не реже 1 раз в квартал;
- просветительская деятельность;
- участие в творческих конкурсах.
Методы обучения и методические приемы теснейшим образом связаны между
собой. Методы указывают на те способы, которыми педагог передает, а ребенок усваивает
музыкальный материал, необходимые исполнительские навыки, приобретает умение
самостоятельно действовать. Методические приемы дополняют и конкретизируют методы.
Пользуясь ими, воспитатель имеет возможность проявить свое педагогическое мастерство,
выдумку и творческую инициативу.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение,
спеть без сопровождения)
• работа над вокальными и хоровыми навыками;
• проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
• споем песню с полузакрытым ртом;
• слоговое пение («ля», «бом» и др.);
• хорошо выговаривать согласные в конце слова;
• произношение слов шепотом в ритме песни;
• выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.
• настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
• задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
• обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
• использовать элементы дирижирования;
• пение без сопровождения;
• зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
• выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
• образные упражнения;
• вопросы;
• оценка качества исполнение песни.

16

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка
и пронизывает все направления образовательной деятельности.
С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать
окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным
образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и
прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в
самостоятельной деятельности в предметной среде возможен только в том случае, если взрослый
выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая
мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка являются разумной
альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и
образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Характеристикой партнерских
отношений является равноправное включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый
участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный
партнер.
Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким,
какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то
определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и
индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он
сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует
в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и
порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой
стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует
развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими
детьми.
Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенка
различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка
к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он
приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют
ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед
трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.

Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые
поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают
неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать
свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному
принятию ребенком моральных норм.
Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь
взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия.
Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по
игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства
ответственности за свой выбор.
Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему
своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.
Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои
переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения
проявлять чувства социально приемлемыми способами. Ребенок учится понимать других и
сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит
его на других людей.
17

2.4. Способы поддержки детской инициативы в освоении Программы.
В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:
• развивать активный интерес детей к свободному творчеству;
• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному
применению умений в личном опыте;
• постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно.
• постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие
сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
• тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить
начатое дело до конца;
• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
• необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно
проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не
завершать работу;
• «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок
действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть,
посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
• поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных
действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к
проявлению инициативы и творчества.
• поддерживать стремление к положительным поступкам, способствовать
становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
• получать возможность участвовать в разнообразных в играх, двигательных
упражнениях, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные
импровизации и т. п.).
• специально насыщать жизнь детей проблемными практическими ситуациями, в
которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы;
• создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского
общения, внимания к окружающим;
• создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения,
ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание
преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых,
творческих решений
• показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости
от успешных самостоятельных, инициативных действий.
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе реализации Программы
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены
следующие принципы:
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• равно ответственность родителей и педагогов.
Взаимодействие с родителями как обязательное условие успешной реализации
программы позволит обеспечить ее эффективность, повысить качество образования.
В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные
формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и развитию их музыкальных
качеств:
18

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
возможностями и интересами:
1.
Личностно-порождающее
взаимодействие
взрослых
с
детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется
возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его
личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2.
Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели
детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка,
стимулирование самооценки, формирование уверенности в собственных возможностях и
способностях.
3.
Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4.
Создание развивающей
образовательной
среды,
способствующей
физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественноэстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5.
Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть
деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской,
творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм
активности.
6.
Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
дошкольного возраста.
7.
Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие
профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и
мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования
Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев.
8.
Использование в образовательной деятельности форм и методов с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
9.
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития.
10.
Поддержка взрослыми положительного доброжелательного отношения детей
к друг другу и взаимодействие детей с друг в разных видах деятельности.
11.
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них
видах деятельности.
12.
Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды
Для реализации программы предусматривается наличие соответствующей
развивающей предметно – пространственной среды, а также оборудования и инвентаря,
19

способствующего развитию и укреплению детского организма, развития музыкальные
способности (вокальную моторику, ритмический и гармонический слух).
Форма для занятий:
•
Девочки: свободная, обувь - чешки.
•
Мальчики: свободная, обувь - чешки.
Техническое обеспечение:
- физкультурно-музыкальный зал;
- фортепиано;
- музыкальный центр;
- музыкальные инструменты;
- аудио кассеты с записями репертуара;
- реквизит к музыкальным постановкам.
3.3 Календарный учебный график
Возрастные группы
Содержание
Количество
возрастных групп
Начало учебного
года
Окончание
учебного года
Продолжительность
учебного года,
всего, в том числе
Продолжительность
учебной недели
Продолжительность
занятий
Летний
оздоровительный
период
Режим работы в
учебном году
График каникул

Младшая
группа
(3-4 лет)
2

Средняя
группа
(4-5 лет)
3

Старшая
группа
(5-6 лет)
4

Подготовительная
группа (6-7 лет)
2

01.09.2021
09.01.2021
36 недели
5 недель (понедельник-пятница)
15 минут

15 минут

15 минут

15 минут

с 01.06.2022 по 31.08.2022
16.30-18.30
Зимние каникулы: с 01.01.2022 по 08.01.2022
Летние каникулы: с 01.06.2022 по 31.08.2022

3.4. Учебный план образовательной деятельности

20

Объем занятий

Дисциплина

Возрастная группа

«Вокальная студия
«Кнопочки»»

Младшая
(3-4 года)

в неделю в минутах
1 занятие
15 мин

в год в минутах
32 занятия
480 мин

Средняя
(4-5 лет)

1 занятие
20 мин

32 занятия
640 мин

Старшая
(5-6 лет)

1 занятие
25 мин

32 занятия
800 мин

Подготовительная к
школе группа
(6-7 лет)

1 занятие

32 занятия
960 мин

30 мин

3.5. Учебно-тематический план Программы 3-7 лет

март

февраль

январь

декабрь

Ноябрь

октябрь

Месяц

Тема
Вводная тема «Что такое песня?»
Диагностика
Песня «Журавушка» музыка З. Роот
Песня «Об осьминоге» музыка А. Я.Берлякова
Песня «Осень» музыка В.Парцхаладзе
Песня «До свидания, журавли» музыка З. Роот
Песня «Мы хотим сказать вам по секрету» М. Еремеевой
Песня «Зонтики» музыка М. Ногиновой
Музыкальные игры: «Купит ли бабушка себе курочку», «Ай,
дили-дили-дили»
«Песня о маме» А. Тихоновой
Хор девочек «Колыбельная для мамочки» В. Шестаковой
Творческие задания: «Звуки осени», «Угадай мелодию»
Речевые и музыкальные игры
«Зимушка хрустальная» Ю. Слонова
Песня« Новый год» С. Филиппова
Творческое задания: «Зимняя песенка», «Эхо». Попевкираспевания: «Мелодия», «Снег- снежок», «Качели»
Концерт для родителей
Песня «Рождество»А. С.. Девочкиной
Песня «Зимние подарки» музыка А. Я.Берлякова
Колядочные песни
Творческие задания: «Музыка- Песня слово-движение», «Зоопарк»
Песня «Почетней дела нет» музыка К. Стеблова 2
Песня «Почетней дела нет» музыка К. Стеблова 2
Песня «Папе в день восьмого марта» Л. Вахрушевой
Творческое задание: «Музыкальная тропинка», «Ступеньки».
Концерт для мам
Песня «Отчего» музыка В. Я Берлякова
Песня «Весна» музыка с. Хорошилова

Кол-во
часов

2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
3
3
2
2
3
2
3
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
21

апрель
Май

Творческое задание: «Подбери мелодию на инструменте»,
«Весенняя капель»
Песня «Мама-мамочка» музыка А.. Девочкиной
Песня «Апрель» музыка В. Парцхаладзе
Песня «Детство» музыка Л. Слонова
Песня «Песня о дружбе» музыка А. Берлякова.
Творческое задание: «Простучи ритм», «Песня-танец»
Попевки-распевания «Радуга», «Солнце», «Вокализ».
Диагностика
Песня «Мы рисуем голубя» В.Фирсова
Песня «Рисунок»В.Протасова
Творческие задания:«Сочини мелодию», «Спой песенку»
Песни - поппури на военную тему
Заключительный концерт

3
2
2
2
2
2
3
2
2
2
3
2
4

Продолжительность занятий по развитию вокальных навыков во второй младшей и
средней групп составляет 20-25 минут, в старшей группе 25-30 минут, в
подготовительной группе 30-35 минут. Мероприятия, связанные с исполнительской
деятельностью (литературно-музыкальные вечера, музыкальные гостиные,
конкурсные программы, праздники-развлечения) могут продолжаться 40-45 минут
в старших группах.

3.6. Календарно-тематический план Программы
4 – 5 лет
Вид
деятельности
Развитие
интонации

Развитие
мелодического и
ладового слуха

Программные задачи
Развивать диапазон
детского голоса.
Учить брать дыхание
после вступления и
между
Музыкальными фразами
Учить чисто интонировать
мелодию в диапазоне ре
– си.
Учить вместе начинать и
заканчивать песню.
Петь с музыкальным
сопровождением и без
него.
Выразительно исполнять
песни с разным
эмоционально-образным
содержанием.
Петь без напряжения,
протяжно, подвижно,
легко, отрывисто

Содержание
Музыкальный репертуар
занятия
Упражнения на
«Кто как поет», «Песенка про
развитие слуха и голоса смех», «Поезд»,
«Вежливые слова»

Знакомство с новой
песней, беседа по
содержанию,
разучивание
мелодии и текста.
Пение по руке (кулачок
- ладошка), по фразам,
пение мелодии на
гласные, на слоги

«Манная каша» Л.Абелян,
«Осень»А. Филиппенко,
«Кочаны» Д. ЛьвоваКомпанейца,
«Два веселых гуся»
украинская народная песня,
«Хомячок» Л.Абелян,
«Гномик» О.Юдахиной,
«Баю- баю» М. Красева,
«Веселый паровоз»
З. Компанейца,
«Белый снег» А. Филиппенко,
«Новогодняя песенка»,
«Детский сад» А.Филиппенко,
«Веселый жук» Р.
Котляревского
22

Музыкальная
грамота

Артикуляционная
гимнастика
Развитие
мелодического и
гармонического
слуха

Упражнять в различении
звуков по высоте, по
длительности.
Учить различать,
называть отдельные
части музыкального
произведения:
вступление, проигрыш,
заключение, куплет,
припев.
Развивать
Картотека игр и
чувство метро –
упражнений
ритма, ритмический
слух
Развивать
Пение ранее
музыкальную
Выученных песен
память.
подгруппой и по одному.
Учить сольному
Пение с движением,
исполнению
инсценирование песен.

«Песенка друзей» В.Герчик,
«Веселый музыкант»
А. Филиппенко
«Музыкальный букварь»
Разучиваемые
произведения

«Паучок», «Два веселых
гуся» «Манная каша»,
«Хомячок» Л. Абелян,
«Гномик» О.
Юдахиной, «Новогодняя
песенка»

5-6лет
Вид
деятельности
Звукообразование

Программные задачи

Разучивание
и исполнение
песен (ладовый
слух)

Учить чисто
интонировать мелодию в
диапазоне до 1-ре 2.
Учить петь легко, не
форсируя звук

Музыкальная
грамота

Познакомить
с основными
средствами
выразительности
(мелодия, ритм, темп,

Расширять диапазон
детского голоса.
Учить распределять
дыхание при пении
протяжных фраз

Содержание
занятия
Упражнения для
развития музыкального
слуха и голоса

Знакомство с новой
песней, беседа по
содержанию,
разучивание мелодии
передавать эмоциональное
настроение песни,
чувствовать выразительные
элементы музыкального
языка.и текста.
Пение по фразам, на
гласные, слоги, по руке
(кулачок - ладошка)

Музыкальный
репертуар
Система упражнений
Т.Орловой.
«Три синички»,
«Серая коза», «Белка»,
«Зима»,
«Шутка-прибаутка»
«С нами друг»
Г.Струве, «Гномики»
. К.Костина,
«Почемучки»
Л.Туркина, «Я
рисую море»
Н.Тимофеева, «Кэти и
Петя» О.Поляковой,
«Мурлыка»
А.Морозова, «Зелёные
ботинки»
Разучиваемые
произведения

23

Дыхательная
гимнастика
Исполнение
знакомых песен
(мелодический
слух)

динамика,
сопровождение)
Дать понятия «хор»,
«солист»
Тренировать чувство
Ритмический слух.метро
– ритма,
Закреплять навыки
выразительного
исполнения.
Исполнять
песню
слаженно, в одном темпе,
отчётливо произносить
слова,
чисто
интонировать мелодию,
брать
дыхание
по
музыкальным фразам,
точно воспроизводить
ритмический рисунок.

Картотека игр и
упражнений.
Пение подгруппой и
индивидуально.
Пение с движением,
инсценирование
песен.

«С нами друг» Г. Струве,
«Гномики» К.Костина,
«Я рисую море»
Н.Тимофеевой,
«Почемучки» Л.Туркина,
«Кати
и
Петя»
О.Поляковой,
«Мурлыка» А. Морозова,
«Зелёные
ботинки»
С.Гаврилова

6-7 лет
Вид
деятельности
Развитие
мелодического и
гармонического
слуха

Развитие
ладового и
гармонического
слуха
Дыхательная
гимнастика
Звукообразование
и звукоизвлечение
Артикуляционные
и дикционные
упражнения
Развитие
гармонического и
гармонического

Репертуар
Песня «Осень» музыка
В.Парцхаладзе
Песня «Журавушка»
музыка З. Роот
Песня «Громкая песня»
А..Берлякова
«Морская песенка»
А. Девочкиной
Творческое задание
«Сочини мелодию»
Попевки:
«Лестница»,
«Горошина»
Песня «Об осьминоге»
Музыка А. .Берлякова
Песня «Зонтики»
Музыка М.Ногиновой
Песня «До свидания,
журавли»
Музыка З. Роот
Творческие
задания
«Звуки осени», «Угадай
мелодию».
Попевки: «Вокализ»,
«Андрей- воробей»,
«Распевание для детей»
Песня
«Мы
хотим
сказать вам по секрету»
Музыка М. Еремеевой

Программное
содержание
Обучать особенностям
техники певческого
исполнительства:ансамблевого,
сольного, с сопровождением и
без него, самостоятельно и с
помощью педагога.

Оборудование

Развивать
музыкальноэстетическое восприятие песен
Разнообразной тематики.
Развивать и укреплять
певческие умения, навыки,
способствующие
выразительному пению

Музыкальнодидактическая
игрушка
«Осьминожка»
Разноцветные
зонтики для
каждого ребенка
Ленточки, белые
платочки

Дидактическая
игра «Допой
словечко».
Венки из листьев
для девочек.
Шапочки грибов
для мальчиков

Побуждать к творчеству и
Разноцветные
Выразительному исполнению платочки.
песен.
Музыкальные
24

слуха
Дыхательная
гимнастика
Развитие
ладового слуха
Звукообразование
и звукоизвлечение
Артикуляционные
и дикционные
упражнения

Развитие
гармонического и
гармонического
слуха
Дыхательная
гимнастика
Развитие
ладового слуха
Звукообразование
и звукоизвлечение
Артикуляционные
и дикционные
упражнения
Развитие
ладового слуха
Дыхательная
гимнастика
Ладовый слух
Дикционные и
артикуляционные
упражнения

Мелодический и
ладовый слух
Интонационный
строй
Ансамблевое
исполнение
Дыхательная
гимнастика
Артикуляционные
упражнения

Хор девочек
«Колыбельная
для
мамочки» Музыка
В. Шестаковой
«Песня о маме» музыка
А. Тихоновой
Творческое задание:
«Ритмические палочки»,
«Музыкальный диалог»
Музыкальные
игры:
«Купит ли бабушка себе
курочку», «Ай, дилидили- дили»
«Зимушка хрустальная»
Музыка Ю. Слонова
Песня
«Новый
год»
музыка С. Филиппова
Песня «Карнавал»
Музыка С. Глебова
Творческое задание:
«Зимняя
песенка»,
«Эхо».
Попевки-распевания:
«Мелодия»,
«Снег-снежок»,
«Качели».
Песня «Рождество»
Музыка О. Девочкиной
Песня «Зимние подарки»
Музыка А. .Берлякова
Колядочные песни.
Творческие задания:
«Музыка-Песня словодвижение»,
«Зоопарк»
Попевки-распевания:
«Вверх и вниз»,
«Песенка без слов»,
«Гусеница»
Песня «Почетней дела
нет»
музыка К. Стеблова
Песня «Папе в день
восьмого марта» музыка
Л. Вахрушевой
Песня «Мама-мамочка»
музыка А. Девочкиной
Творческое задание:
«Музыкальная
тропинка», «Ступеньки».
Распевание-попевки:
«Пешки-ложки»,

Способствовать развитию
дыхательной
и
голосообразовательной систем
ребенка.
Создавать условия для развития
Музыкальных способностей у
детей.

детские
инструменты
(маракасы,
треугольники,
колокольчики).
Музыкальнодидактическая
игра «Сколько
звуков?»
«Музыкальное
панно»

Развивать
целостное
восприятие песни: следить за
ансамблевым
строем,
звуковедением,
дыханием,
артикуляцией, изменением в
произведении темпа, ритма.

«Снежинки»,
мягкие снежки,
карнавальные
маски и костюмы

Продолжать формировать
музыкально-слуховые
представления.
Развивать восприятие
певческой
техники:
коллективное, хоровое пение,
пение с солистами, дуэтом.
Побуждать к выразительному
исполнению песен.

Султанчики,
снежки,
атрибутика к
колядкам - маски,
ряжение.

Знакомить с образной
стороной природой песен,
имеющих два контрастных
музыкальных образа.
Продолжать воспитывать
бережное отношение к
началу и окончанию фраз,
чистоте интонирования
мелодий,
ритмических
особенностях песен.

Букетики цветов,
фуражки,
музыкальная
лестница,
веночки

25

Развитие
ладового слуха
Дыхательная
гимнастика
Артикуляционные
упражнения
Развитие
мелодического
слуха
Звукообразование
Дикционные
упражнения

Звукообразование
Ладовый слух
Гармонический
строй
Дыхательная
гимнастика

Дикционные
упражнения
Интонационный
строй
Ансамблевое
исполнительство
Ладовый и
гармонический
строй
Артикуляционная
гимнастика

«Кораблики»,
«Солнышко»
Песня «Отчего» музыка
А.Берлякова
Песня «Весна» музыка
С.Хорошилова,
Песня «Сказка за
сказкой» музыка
Л. Стебко
Творческое задание:
«Подбери мелодию на
инструменте»,
«Весенняя капель»
Распевание-попевка
«Радуга», «Прилетел
ветерок», «Ручеек»
Песня «Мама- мамочка»
музыка А.Девочкиной
Песня «Апрель»
музыка В. Парцхаладзе
Песня «Детство»
музыка Л. Слонова
Песня «Песня о дружбе»
музыка А. Берлякова.
Творческое задание:
«Простучи ритм»,
«Песня- танец».
Попевки-распевания:
«Радуга», «Солнце»,
«Вокализ».
Песни -поппури на
военную тему,
Песня «Мы рисуем
голубя» музыка
В.Фирсова
Песня «Рисунок»
Музыка В.Протасова
Творческие задания:
«Сочини мелодию»,
«Спой песенку».
Распевание- попевки:
«Волны», «Колосок»,
«Майская песенка»

Развивать целостное
восприятие песен, чувствовать
характер и темповые,
динамические изменения в
песнях. Учиться петь не
форсированным голосом.
Совершенствовать имеющиеся
навыки: правильное
звукообразование, точность
воспроизведения
интонирования мелодий.
Способствовать развитию
естественному,выразительному
исполнению.

Ленты на
колечках и на
палочках.
Детские
музыкальные
инструменты:
металлафоны,
колокольцы,
бубенцы,трещотк
маракасы, бубны

Продолжать осваивать навыки
игры на детских музыкальных
инструментах.
Развивать ритмический и
звуковысотный слух, чувство
ансамбля, творческую
активность. Осваивать навыки
совместных действий, при
ансамблевой
игре,
коллективного и сольного
пения.

Шляпы с цветами,
косыночки,
платочки, букеты
цветов. Детские
музыкальные
инструменты.
Музыкальнодидактические
игры: «Сложи
песенку»,

Побуждать петь в ансамбле
выразительно и слаженно.
Способствовать закреплению
Певческих навыков: чистота
интонирования, точность
артикуляции и дикции,
четкость ритмического
исполнения.

Георгиевские
ленточки, слайдшоу на
мероприятие,
посвященное
Дню Победы.

3.7. Материально-техническое обеспечение Программы
•

музыкальный –физкультурный зал;
26

•
фортепиано;
•
звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски –
чистые и с записями музыкального материала)
•
платочки 25 *25 см по количеству детей в группе;
•
шумовые инструменты (по 2 на человека);
•
погремушки (по 2 на человека);
•
корзинки с цветами, веночки, искусственные цветы по 10 шт.;
•
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького
артиста;
•
аудиоаппаратура;
• музыкально – дидактические игры, пособия
3.8. Методические материалы, средства обучения и воспитания
1. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: Тетра Системс, 2014 г.
4. Войнова А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. М.:
Просвещение, 2017, 196 с.
5. Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2018, 112 с.
6. Демченко Д. С. “Вокальные игры с детьми” - М. «Луч», 2015, 86 с.
7. Емельянов В.В.“Развитие голоса. Координация и тренаж” - СПб, 2017, 19с.
8. Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса'', 2016, 143 с.
9. Железнов С.С. Весёлые уроки М. Прогресс, 2015, 162с.
10. Зимина А.Н. “Основы музыкального воспитания и развития детей младшего
дошкольного возраста” - М., “Владос”, 2018, 242 с.
11. Кацер О.В. «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П
-2016, 248 с.
12. Комиссарова Е. В. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.
- М.: Просвещение, 2017, 69 с.
13. Кончева А. С., Яковлева М. А. “Вокальный словарь” - С-пб, “Музыка”, 2018, 156 с.
14. Ланкин В. Г. Музыка и развитие личности ребенка. - Томск: Издательство ТГПУ,
2015, 174с.
15. Михайлова М. А. “Развитие музыкальных способностей детей” - Ярославль,
“Академия развития”, изд. 3, 2016, 118 с.
16. Образцова Т. Н. Музыкальные игры для детей. - М.: Лада, 2015, 154с
17. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного
возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015, 384 с.
18. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для вузов, пед.
училищ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение,
2016, 222с.
19. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку (методические рекомендации к
занятиям с дошкольниками по слушанию музыки). - М.: Мозаика-синтез, 2016, 128с.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».