30.10.2023
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Поддержание чистоты кожи и волос, гигиена полости рта, привычка к проведению утренней зарядки, соблюдение чистоты и аккуратности в одежде, порядка в комнате, на рабочем месте, в шкафах с книгами, игрушками — основные гигиенические навыки, которые должны быть сформированы в процессе воспитания ребенка. В дальнейшем они превращаются у детей в устойчивую привычку мыть руки и ноги и чистить зубы, аккуратно одеваться, убирать за собой игрушки и т. д. Создание такой «гигиенической детерминанты» в сознании ребенка, глубоко укоренившейся в психике и воспринимаемой как насущная необходимость, является лучшей защитой его от многих заболеваний. Чтобы ребенок хорошо овладел гигиеническими навыками, необходимо наличие индивидуальных предметов туалета (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, кружка для полоскания рта) в определенном, доступном для ребенка месте, стеллажей и шкафов для хранения книг и игрушек такой высоты, чтобы ребенок без затруднений сам мог взять и положить на место нужные ему предметы; оснащение передней или вестибюля необходимыми приспособлениями для вытирания ног (мат, тряпка) и щетками для чистки обуви и одежды. Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце должно быть таким, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить кожи малыша, а ее размер должен соответствовать его руке. Все предметы личной гигиены должны быть яркие, запоминающиеся, а удобная организация условий для гигиенических процедур должна побуждать детей к самостоятельным действиям. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста
Задачи:
развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;
формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо;
насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам: мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым; полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет); не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
мыть ноги перед сном
От 5 до 6 лет:
воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону;
научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель;
продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться
столовыми приборами (вилкой,ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя
правильную осанку за столом.