25.11.2024
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию экологический проект «Вторая жизнь бумаги».
Данный материал будет полезен воспитателям.
Тип проекта: детско - родительский.
Вид проекта: исследовательский, творческий.
По числу детей: коллективный.
По продолжительности: краткосрочный.
Участники проекта: дети младшей разновозрастной группы (2-4 года), дети старшей разновозрастной группы (5-7 лет), воспитатели группы, родители.
Проблема: Ежедневно в мусорные баки попадают килограммы бумажных отходов: газеты, старые журналы, исписанные тетради. И от этого становится грустно. Возник вопрос: Как сберечь бумагу?
Цель: Формирование знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней, выявление технических навыков и умений в процессе работы с бумагой.
Задачи:
Дать детям представление о процессе изготовления бумаги из макулатуры путем вторичной переработки бумажного мусора;
Научить «делать» бумагу из вторичного материала, использовать отходы бумаги в практических целях, изготавливать поделки и атрибуты для игр;
Расширять представления о свойствах и особенностях бумаги в различных изделиях, о значении и разнообразии бумаги в нашей жизни;
Развивать практические исследовательские умения и навыки у детей дошкольного возраста;
Продолжать формировать представления о роли леса в жизни человека;
Воспитывать бережное отношение к лесному богатству нашей планеты;
Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к аппликации, самостоятельность, активность, уверенность в себе, доброжелательные отношения друг к другу;
Обучать техническим навыкам (обрывание, сминание, скатывание, скручивание и складывания бумаги) и умениям. Синхронизировать работу обеих рук, координировать работу обеих рук и глаз.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей: дети научатся «делать» бумагу из вторичного материала; получат знания о видах бумаги и способах работы с ней; научаться беречь и экономить бумагу; разовьются творческие способности, мелкая моторика, воображение, пространственное мышление.
Для педагогов: познакомятся с различными нетрадиционными техниками работы с бумагой и будут применять их в своей работе.
Для родителей: родители будут вовлечены в совместную деятельность с детьми, получат необходимые консультации.
План реализации проекта:
1 этап
Выявление проблемы
2 этап
Предварительная работа.
3 этап
Выполнение проекта. (Организация совместной работы детей, родителей, воспитателей над проектом).
4 этап
Продукты творческой деятельности детей.
1. Выявление проблемы.
Бумага – ценнейшее изобретение человечества. Её использование безгранично, но это имеет отрицательные последствия. С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Только усилия каждого человека могут повлиять в положительную сторону решение этой глобальной проблемы. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы. У нас дома скапливается много различных бумажных отходов. Было решено попробовать в домашних условиях использовать эти отходы для вторичного получения бумаги.
2. Предварительная работа.
- Поисковая работа по подбору материала по тематике проекта;
- Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей;
- Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта.
3. Реализация проекта.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Беседы: «Для чего нужна бумага?», «Из чего делают бумагу?», «Виды бумаги», «Бережное использование бумаги».
Рассматривание образцов бумаги: Рассматривание коллекции «Удивительная бумага». В альбоме представлены образцы бумаги: бархатная, гофрированная, глянцевая, фольга, оберточная, салфетка, газетная бумага, цветная бумага.
Просмотр видеороликов: «Галилео: Бумага», «Как делают бумагу», «Производство и переработка бумаги», «Изготовление бумаги в домашних условиях», «Земля в опасности» и др.
Просмотр мультфильмов: «Новаторы-Бумага», «Фиксики-Бумага», «Мусор-враг природы», «Зачем сдавать макулатуру», «Переработка отходов» и др.
Чтение художественной литературы:
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения; воспитание культуры поведения и бережного отношения к живому; доступным способом довести до сознания дошкольников знаний об окружающем мире.
Экологические сказки о мусоре.
Стихотворения о бумаге.
Загадки.
Дидактические игры и упражнения:
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Дидактическая игра «Сортировка мусора»
Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»
Настольно-печатные игры:
«Узнай, что изменилось»
«Найди такую же картинку»
«Лото»
«Пазлы»
Словесные игры:
Цель: расширить словарный запас детей.
«Отгадай загадку»
«Назови предметы из бумаги»
Сюжетно-ролевые игры:
«День рождение куклы Кати» (Игра с использование тарелочек из папье-маше, которые дети сделали на занятии.)
«Собери мусор»
Динамические паузы:
Цель: повысить работоспособность, ослабить утомление, развить речь, координацию движения и мелкую моторику.
Физкультминутка «Бумажные фантики»
Физкультминутка «Прогулка»
Дыхательная гимнастика «На комочек дуй легонько»
Пальчиковая гимнастика «Мы бумагу мяли, мяли…»
Работа с родителями:
Помощь родителей в сборе сырья для проекта (газеты, журналы, обертки от конфет).
Консультация «Берегите лес!»
Консультация «История появления бумаги»
Совместная продуктивная деятельность детей и родителей по оформлению выставки рисунков «Берегите деревья»
Мастер-класс для родителей «Вторая жизнь бумаги»
Памятка для родителей «Берегите природу»
Оформление:
Создание коллекции «Удивительная бумага». В альбоме представлены образцы бумаги: бархатная, гофрированная, глянцевая, фольга, оберточная, салфетка, газетная бумага, цветная бумага, цветной картон.
Выставка «Бумажные чудеса»
Изготовление экологической стенгазеты.
Экспериментально – исследовательская деятельность:
«Изготовление бумаги в условиях детского сада»
«Эксперименты с бумагой»
4. Продукты творческой деятельности детей.
Изготовление тарелочки в технике папье-маше.
Рисование «Красивая тарелочка»
Изготовление макета планеты Земля для стенгазеты.
Раскрашивание макета планеты Земля для стенгазеты.
Поделка «Куколка» (из полученной бумаги).
Рисование «Украсим тарелочку»
Игрушка для котёнка из обертки от конфет «Бантик»
Поделка из старой бумаги «Воздушный змей»
Игрушка из старых глянцевых журналов «Веер»
Заключение.
Я считаю, что цель нашей работы достигнута. Вместе с детьми мы нашли новое применение бумажным отходам, которые скапливаются дома, в детском саду или выбрасываются в мусор - это изготовление новой бумаги.
В результате проделанной работы мы познакомились с историей возникновения бумаги, познакомились со способом производства бумаги.
Изучив различные источники, вместе с детьми научились делать бумагу в домашних условиях из вторичного сырья.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и выполняются в единственном экземпляре. То же можно сказать и о бумаге ручного изготовления.
Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества на занятиях, что позволит сэкономить природные ресурсы нашей страны.
Дети поняли главную экологическую задачу - использовать бумагу нужно экономно, так как её производство ведёт к глобальной проблеме – исчезновению лесов и загрязнению воздушного пространства Земли. Только усилия каждого человека могут повлиять положительно на бережное отношение к бумажному сырью, а использование вторичного сырья для получения бумаги поможет сохранению лесов, чистого воздуха.