1.1 Стабильные положительные результаты (динамика) развития обучающихся в рамках мониторинга, проводимого образовательной организацией
26.09.2025
Стабильные положительные результаты (динамика) развития обучающихся в рамках мониторинга.
Для составления диаграмм логопедического обследования детей с нарушениями речи (например, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим нарушением, задержкой речевого развития и др.) применяются следующие методы:
▌ 1. Метод анкетирования:
Логопед проводит опрос родителей ребенка, воспитателей детского сада и самого ребёнка. Анкетирование помогает выявить особенности семейного воспитания, психологический климат дома, наличие проблем с речью и предпосылки нарушений речи.
▌ 2. Наблюдение за ребёнком:
Наблюдения проводятся в естественной среде обитания ребенка (группа детского сада, игровая комната). Это позволяет оценить активность ребенка, характер взаимодействия с окружающими людьми, эмоциональное состояние, уровень развития общей моторики и мелкой моторики рук.
▌ 3. Психолого-педагогическое обследование:
Проводится оценка общего уровня психического развития ребёнка, интеллектуальных способностей, памяти, внимания, восприятия. Часто применяется метод тестирования познавательных процессов.
▌ 4. Логопедическое обследование:
Включает диагностику всех компонентов речевой системы:
- Фонетической стороны речи (звукопроизношение).
- Фонематического слуха (способность различать звуки родного языка).
- Словарного запаса (количество известных ребёнку слов).
- Грамматического строя речи (правильность построения предложений, согласование слов).
- Связной речи (умение последовательно выражать мысли, составлять рассказ по картинкам).
▌ 5. Обследование артикуляционного аппарата:
Оцениваются подвижность органов артикуляции (язычка, губ, нижней челюсти), качество дыхания, способность чётко произносить звуки и слоги.
▌ 6. Диагностика устной и письменной речи:
Для школьников дополнительно проводится проверка письма и чтения, выявление дисграфии и дислексии.
▌ 7. Анализ медицинских документов:
Изучаются медицинские карты ребёнка, рекомендации врачей смежных специальностей (невропатолога, психиатра, педиатра), заключения неврологических обследований и электроэнцефалограммы.
Полученная информация систематизируется и оформляется в форме графиков и диаграмм, позволяющих наглядно представить динамику состояния ребёнка, эффективность коррекционной работы и индивидуальные показатели развития.
Таким образом, диагностика осуществляется комплексно, используя разнообразные подходы, обеспечивающие всестороннее изучение особенностей каждого конкретного ребёнка.
- Улучшение речевого развития. с сентября 2023 года количество воспитанников, у которых улучшилось звукопроизношение и фонематические процессы, лексико-грамматический строй, возросло.
- Повышение познавательной активности. По данным на май 2024 года, воспитанники стали более любознательны и способны к творческому самовыражению.
- Увеличение количества детей, умеющих свободно общаться со взрослыми и сверстниками.
- Развитие художественно-эстетических навыков. У воспитанников активно развиваются изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.
- Рост уровня физического развития. к маю 2024 года 70% воспитанников умели контролировать свои движения и управлять ими, у них была развита крупная и мелкая моторика.
Мониторинг позволяет проследить изменения результатов обученности в течение определённого времени, сопоставить их с условиями, ресурсами и другими факторами, оказывающими влияние на процесс образования.