1.1 Стабильные положительные результаты (динамика) развития обучающихся в рамках мониторинга, проводимого образовательной организацией
28.08.2025
Эффективностью работы считаются стабильно положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы по основным направлениям карты мониторинга комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство», Бабаева Т.И. (2020-2023 учебный год.) Ориентиры развития ребенка. Как отследить динамику интеллектуального, эмоционального и физического развития детей. Автор М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.С. Верба.
2020-2021 учебный год (младшая группа): «Речевое развитие» - количество детей, у которых улучшилось звукопроизношение и фонематические процессы, лексико-грамматический строй, и владеющих достаточным словарным запасом, выросло с 22% до 64%. На начало года: 8 детей –22% имеют сформированные навыки; 11 детей – 64% имеют навыки в стадии формирования; 3 ребенка – 14% навыки не сформированы. Май 2021 года: 8 детей – 36% имеют навыки в стадии формирования; 14 детей -64% имеют сформированные навыки. Большинство детей в группе могут сопровождать речью игровые и бытовые действия, могут рассказать об изображенном на картине, о игрушке. Продолжать уделять внимание развитию речи и коммуникативных навыков у детей через индивидуальную работу. Дополнить иллюстративный материал по ознакомлению с окружающим миром, книжный уголок. Использовать инновационные технологии в образовательной деятельности по речевому развитию. Проводить индивидуальные занятия по речевым заданиям, дидактические игры, чтение художественной литературы, индивидуальные беседы. Не использовать в речи с ребенком упрощенные слова. «Познавательное развитие» - количество детей, чьи навыки сформированы, выросло с 18% до 73%. На начало года: 6 детей – 18% имеют сформированные навыки 14 детей – 72% имеют навыки в стадии формирования; 2 ребенка – 10% навыки не сформированы. Май 2021 года: 6 детей -27% имеют навыки в стадии формирования; 16 детей – 73% имеют сформированные навыки. Дети проявляют разнообразные познавательные интересы к миру предметов и вещей, миру социальных отношений. Имеют первичные представления об особенностях природы. Знают свое имя, знают и называют предметы окружающего пространства. Узнают и называют игрушки, некоторых домашних и лесных животных, некоторые фрукты, ягоды, овощи. Продолжать знакомить детей с окружающим миром, качеством и свойствами предметов. Организовывать индивидуальную образовательную деятельность с детьми, имеющими затруднения в освоении программного материала. Уделять внимание развитию сенсорных и элементарных математических представлений, конструктивных навыков. Формировать у детей познавательный интерес и наблюдательность. «Социально-коммуникативное развитие» - количество детей, понимающих и употребляющих в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики; умеющих свободно общаться со взрослыми и сверстниками выросло с 0% до 77%. На начало года: 22 ребенка – 100% имеют навыки в стадии формирования. Май 2021года: 5 детей – 23% имеют навыки в стадии формирования; 17 детей – 77% имеют сформированные навыки. Для повышения результатов по данной области, я уделяла внимание обогащению сюжетных игр, учила детей бесконфликтно общаться со взрослыми и сверстниками, формировала эмоциональную отзывчивость, учила соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Продолжала работу по формированию представлений о себе и своей семье. Во время игры учила детей вместе пользоваться игрушками, книгами, делиться, помогать друг другу. «Художественно-эстетическое развитие» - количество детей, которые овладели основными навыками и умениями, выросло с 18% до 82%. На начало года: 4 ребенка–18% имеют сформированные навыки; 16 детей – 78% имеют навыки в стадии формирования. Май 2021 год: 4ребенка – 18% имеют навыки в стадии формирования; 18 детей – 82% имеют сформированные навыки. Большинство детей умеют рисовать и называть формы: округлые, прямоугольные, проводить линии в разных направлениях. Освоили навыки рисования карандашом и кистью, аккуратно закрашивают, используют различные материалы. Следует продолжать формировать умение создавать декоративные композиции, учить закрашивать рисунки кистью, карандашом, смешивать краски. Продолжать развивать интерес к лепке, закреплять приемы аккуратной лепки. Развивать интерес к аппликации. «Физическое развитие» - количество воспитанников, умеющих владеть основными движениями, выросло с 22% до 100%. На начало года: 5 детей – 22% имеют сформированные навыки;17 детей – 78% имеют навыки в стадии формирования. Май 2021 года: 22ребенка – 100% имеют сформированные навыки. Движения детей стали значительно более уверенными и разнообразными. Дети выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила здорового образа жизни, рассказывают о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков, стремятся к самостоятельности в самообслуживании, сами ставят цель и видят необходимость выполнения определённых действий. Следует сделать упор на задания в бросании и ловле мяча, пополнить картотеки считалок, загадок, подвижных игр, физкультминуток. Организовать индивидуальную работу с детьми, направленную на основные виды движений. Воспитывать смелость, организованность, инициативность, самостоятельность. Больше предлагать детям игр с метанием предметов в цель, вдаль.
2021-2022 учебный год (средняя группа): «Речевое развитие» -количество
детей, владеющих достаточным словарным запасом, выросло с 13% до 56%. На начало
года: 2 ребенка – 9% имеют не сформированные навыки, 18 детей – 78% имеют
навыки в стадии формирования; 3 ребенка – 13% имеют сформированные навыки. Май
2022года: 10 детей – 44% имеют навыки в стадии формирования; 13 детей – 56%
имеют сформированные навыки. Почти все воспитанники владеют речью, как
средством общения и культуры, они сопровождают речью игровые и бытовые
действия. Обогащен и пополнен активный словарь, необходимо в следующем учебном
году продолжать вести работу по обогащению словаря, закреплению умения вести диалоги,
монолог, отвечать на вопросы, принимать игровые задачи, общаться с взрослыми и
сверстниками. Уделять внимание становлению самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое
творчество детей, обогащать представления детей о правилах речевого этикета и
способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе
общения. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного
взаимодействия. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о
явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей. Развивать
умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
Воспитывать интерес к письменным формам речи. Поддерживать интерес к
рассказыванию по собственной инициативе. «Познавательное развитие» - количество
детей, чьи навыки сформированы, выросло с 22% до 60%. На начало года: 18 детей –
78% имеют навыки в стадии формирования; 5 детей – 22% имеют сформированные
навыки. Май 2022 года: 9 детей – 40% имеют навыки в стадии формирования; 14
детей – 60% имеют сформированные навыки. У воспитанников выявлено развитие
интересов, любознательности и познавательной мотивации; сформировались познавательные
действия, развитие воображения и творческой активности. Воспитанники могут
формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Необходимо в
следующем году уделить внимание комнатным растениям, качествам и свойствам
предметов, сезонным изменениям. Развивать
представления о родном городе и стране, гражданско- патриотические чувства,
поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира. «Социально-коммуникативное развитие» - количество
детей, чьи навыки сформированы, выросло с 30% до 69%. На начало года: 16 детей –
70% имеют навыки в стадии формирования; 7 детей – 30% имеют сформированные
навыки. Май 2022 года: 6 детей – 31% имеют навыки в стадии формирования; 17
детей – 69% имеют сформированные навыки. Количество детей, понимающих и употребляющих в своей речи слова,
обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические
характеристики; умеющих свободно общаться со взрослыми и сверстниками выросло.
Дети стали эмоционально отзывчивее, стараются соблюдать правила поведения в
общественных местах, в общении со сверстниками и взрослыми. Проявляют интерес к
совместным играм со сверстниками, стараются соблюдать правила предложенной
игры, предлагают варианты развития сюжета, выдерживают принятую роль. Стремятся
слушать и слышать взрослого. Дети имеют предпочтения в игре, выборе видов труда
и творчества. Сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что
плохо, основ безопасного поведения в быту, в природе. В следующем учебном году
продолжать уделять внимание коммуникативным навыкам детей, умению общаться
между собой, уступать друг другу, соблюдать правила поведения в детском саду,
повышать знания о безопасности на дороге, в быту, в природе. Проводить
индивидуальные, групповые беседы, рассматривать иллюстрации о правилах
поведения, разбирать проблемные ситуации. «Художественно-эстетическое
развитие» - количество детей, которые овладели основными навыками и
умениями, выросло с 26% до 60%. На начало года: 17 детей – 74% имеют навыки в
стадии формирования; 6 детей – 26% имеют сформированные навыки. Май 2022 года:
9 детей – 40% имеют навыки в стадии формирования; 14 детей – 60% имеют
сформированные навыки. Большинство
детей умеют рисовать и называть формы: округлые, прямоугольные, проводить линии
в разных направлениях. Освоили навыки рисования карандашом и кистью, аккуратно
закрашивают, используют различные материалы. Выросло количество детей способных
преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, проявляют
интерес к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги.
Следует продолжать формировать умение создавать декоративные композиции, учить
закрашивать рисунки кистью, карандашом, смешивать краски. Продолжать развивать
интерес к лепке, закреплять приемы аккуратной лепки. Развивать интерес к
аппликации. Развивать эстетические интересы,
эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать
изобразительную деятельность. Поддерживать у детей интерес к литературе.
Обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров
фольклора. (Волшебные и бытовые сказки,
метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с
нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные
загадки с метафорой, поэтические сказки).
«Физическое развитие» - количество детей, которые
овладели основными навыками и умениями, выросло с 39% до 78%. На начало года: 14
детей – 61% имеют навыки в стадии формирования; 9 детей – 39% имеют
сформированные навыки. Май 2022 года: 5 детей – 22% имеют навыки в стадии
формирования; 18 детей – 78% имеют сформированные навыки. Движения детей стали
значительно более уверенными и разнообразными. Дети выполняют доступные
возрасту гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила здорового
образа жизни, рассказывают о последовательности и необходимости выполнения
культурно-гигиенических навыков, стремятся к самостоятельности в
самообслуживании, сами ставят цель и видят необходимость выполнения
определённых действий. Дети узнали о значении утренней гимнастики для здоровья,
закаливания, соблюдения режима дня. Научились ловить мяч с расстояния. Метают
мяч разными способами правой и левой руками, отбивают о пол. Строятся по
заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг. Следует продолжать формировать первоначальные представления и умения в
спортивных играх и упражнениях. Развивать творчества в двигательной
деятельности. Воспитывать у детей
стремление самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и
упражнения со сверстниками и малышами. Развивать у детей физические качества:
координацию, гибкость, общую выносливость, быстроту реакции, скорость одиночных
движений, максимальную частоту движений, силу. Формировать представления о
здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах
профилактики и охраны здоровья. Формировать осознанную потребность в
двигательной активности и физическом совершенствовании, развивать устойчивый
интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и
здоровьеформирующего поведения. Развивать самостоятельность детей в выполнении
культурно- гигиенических навыков и жизненно важных привычек здорового образа
жизни. Развивать умения элементарно описывать свое самочувствие и привлекать
внимание взрослого в случае недомогания
2022-2023 учебный год (старшая группа): «Речевое развитие» - количество детей, у
которых улучшилось звукопроизношение и фонематические процессы, лексико-грамматический
строй, и владеющих достаточным словарным запасом, выросло с 33% до 78%.
На начало года: 16 детей – 67% имеют навыки в стадии формирования; 8 детей –
33% имеют сформированные навыки. Май 2023 года: 6 детей – 22% имеют навыки в
стадии формирования; 18 детей – 78% имеют сформированные навыки. Продолжать
работу над звуковой культурой речи, формированием словаря, в совершенствовании
речи, диалогической речи, связной речи. Побуждать детей внятно произносить
шипящие и сонорные звуки. Говорить так, чтобы отчетливо были слышны все слова,
их окончания и звуки. Использовать разнообразный словарь, как образец речи.
Создавать ситуации, в которых ребенок должен что – то объяснить, убедить в чем –
то окружающих, что – либо доказать. Побуждать детей участвовать в составлении
рассказов об игрушке или содержанию картины, в драматизации сказок. «Познавательное
развитие» - количество детей, чьи навыки сформированы, выросло с
63% до 78%. На начало года: 15 детей – 37% имеют навыки в стадии формирования;
9 детей – 63% имеют сформированные навыки. Май 2023 года: 6 детей – 22% имеют
навыки в стадии формирования; 18 детей – 78% имеют сформированные навыки. Воспитанники стали более любознательны
и способны к творческому самовыражению. Дети могут правильно
пользоваться количественным и порядковым счетом в пределах 10, уравнивать
неравные группы предметов, сравнивать предметы, ориентироваться во времени и
пространстве. Сформированы понятия о видах транспорта, о сферах человеческой
деятельности, о многообразии народов мира. Дети имеют представление о
взаимодействии живой и неживой природы, о влиянии природных явлений на жизнь
обитателей Земли. Знают и называют времена года, отмечают их особенности.
Следует продолжать наблюдать за явлениями природы, трудом человека, организовывать
экскурсии. Вовлекать детей в проектную деятельность, в которой дошкольники
учатся применять полученные знания, выделять в них главное. «Социально-коммуникативное
развитие» - количество
детей, понимающих и употребляющих в своей речи слова, обозначающие
эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики;
умеющих свободно общаться со взрослыми и сверстниками выросло с 71% до 100%. На начало года:
7 детей – 29% имеют навыки в стадии формирования; 17 детей – 71% имеют
сформированные навыки. Май 2023 года: 23 ребенка – 100% имеют сформированные
навыки. Программный материал усвоен дошкольниками в полном объеме. Дети умеют
играть, используя разнообразные материалы, могут быть инициаторами игры, часто
организуют игры самостоятельно. Активно проявляют интерес к дежурству и убирают
за собой игрушки. У детей сформированы навыки организованного поведения в
детском саду, также ребята имеют представление о том, что хорошо, а что плохо,
основы безопасного поведения в быту и в природе.
«Художественно-эстетическое
развитие» - количество
детей, которые овладели основными навыками и умениями, выросло с 37% до 86%. У воспитанников активно развиваются
изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. На начало года
показал следующий результат: 9 детей – 63% имеют навыки в стадии формирования;
15 детей – 37% имеют сформированные навыки. Май 2023 года: 6 детей – 22% имеют
навыки в стадии формирования; 18 детей – 78% имеют сформированные навыки. Для
улучшения результатов было уделено внимание на развитие умения
составлять новый цветовой тон на палитре, накладывать одну краску на другую,
передавать в работах некоторые детали; на умение размазывать пластилиновые
шарики по картону, наносить пластилин на границы нужного контура для создания
плоской пластилиновой картинки на картоне (пластилинография). Дети стали
проявлять устойчивый интерес к различным видам искусства. В рисовании ребята
стали изображать предметы, сюжетные изображения, используя различные цвета и
оттенки, выполнять узоры. В лепке лепят предметы разной формы, используя
усвоенные приемы и способы лепки, создают небольшие сюжетные композиции.
Следует продолжать работу над совершенствованием техники рисования, лепки,
аппликации. Организовать выставку детско – родительского творчества. «Физическое развитие» - количество воспитанников, умеющих
владеть основными движениями, выросло с 25% до 86%. На начало года: 18
детей – 75% имеют навыки в стадии формирования; 6 детей – 25% имеют
сформированные навыки. Май 2023 года: 6 детей – 22% имеют навыки в стадии
формирования; 22ребенка–86% имеют сформированные навыки. У детей хорошо
сформированы навыки быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать
порядок в шкафчике. Уверенно и активно выполняют физические упражнения с
различным спортивным инвентарем. Дети умеют лазать по гимнастической стенке,
прыгать через скакалку, метать предметы правой и левой рукой в цель, отбивать и
ловить мяч. Однако следует отметить, что у ребят возникают затруднения в
перестроении в колонны по трое, четверо. Продолжать работу в формировании
умений в ориентировке в пространстве.
2023-2024 учебный год (подготовительная
к школе группа): Результаты педагогического
мониторинга овладения воспитанниками программного материала по образовательным
областям на начало года (сентябрь
2023г.) находятся на среднем уровне и являются удовлетворительными. Необходимо
вести целенаправленную работу по всем направлениям развития в соответствии с
возрастными и психофизиологическими особенностями воспитанников. На конец
учебного года (май
2024г.) у детей
группы преобладает высокий уровень развития. Для улучшения результатов к концу
учебного года были поставлены следующие задачи:
1. «Речевое развитие» - приобщать детей к культуре чтения
художественной литературы, проводить индивидуальные занятия с детьми по речевым
заданиям, применять дидактические игры, расширять знания о жанрах литературы,
учить и выразительно рассказывать стихи, составлять рассказы по сюжетным картинкам.
Дополнить картотеку речевых, коммуникативных, подвижных игр.
2. «Познавательное развитие» -
развивать у детей интерес к самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать,
экспериментировать). Предоставить детям познавательный материал для свободного
доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество. Продолжить включать в
образовательную деятельность проблемные ситуации, сюрпризные моменты с целью
пробуждения интереса к познавательной деятельности.
3. «Социально – коммуникативное
развитие» - провести консультацию для родителей по закреплению проблем,
связанных с решением социально – нравственно значимых вопросов. Уделять
внимание формированию у детей культуры общения со взрослыми и сверстниками,
учить общаться бесконфликтно, продолжать прививать правила элементарной
вежливости, правила поведения в общественных местах.
4. «Художественно – эстетическое
развитие» - продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации
развивать творческие способности воспитанников. Предлагать дидактические игры,
альбомы для раскрашивания. Проводить упражнения на развитие мелкой моторики и
пальчиковую гимнастику.
5. «Физическое развитие» -
планировать НОД по физическому развитию, соблюдать двигательный режим,
проводить закаливающие мероприятия, проводить беседы с детьми по формированию
знаний о ЗОЖ.
2024-2025 учебный год (средняя группа) сентябрь
2024г. дети с тяжелым нарушением в речи. Результаты
педагогического мониторинга овладения воспитанниками программного материала по
образовательным областям на начало года (сентябрь
2024г.) находятся в основном на среднем и низком уровне. Таким образом,
высокий уровень развития исследуемых показателей выявлен у одного ребенка,
средний уровень развития исследуемых показателей – у 6 детей, низкий уровень
развития исследуемых показателей – у 6 детей. Для улучшения развития
исследуемых показателей следует спланировать углубленную работу по всем
образовательным областям.
1. «Социально – коммуникативное». Продолжать работу с развивающими
проблемно-практическими и проблемно-игровыми ситуациями. Уделять внимание
формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками, формировать
эмоциональную отзывчивость. Организовывать больше игр по инициативе и участием
воспитателя. Развивать доброжелательные отношения, умение различать и называть
эмоциональные состояния людей; учить понимать и оценивать чувства и поступки
людей, используя в своей работе дидактические игры, сюжетно-ролевые игры,
театрализованную деятельность.
2. «Познавательное развитие». Развивать
внимание и память, для формирования
произвольного внимания использовать в своей работе лабиринты, которые
необходимо пройти глазками, и картинки «Найди отличия», «Мемо». Пополнить
предметно-пространственную среду играми по типу: «Что лишнее?», «Ассоциации»,
«Что общее?», «Чего не хватает?», «Найди место» «Дорисуй», «Преврати в предмет»
и т.п. Чаще включать в НОД зрительно-пространственное восприятие и
зрительно-моторные координации; пополнить картотеку игр: лабиринты, выбор
недостающего предмета из целого, складывание разрезных картинок, пазл,
дорисовывание предметов, «Чего не хватает»; - Мышление: продолжать учить детей
сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия; использовать в работе
игры: «Закончи слово», «Угадай по
описанию», «Кто кем будет» или «Кто кем был, когда был маленький».
3. «Речевое развитие». Уделять больше внимания развитию связной речи:
рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов
(ребенок придумывает их сам), составлению рассказов по картинкам.
Оформить картотеку речевых и коммуникативных, подвижных игр.
4. «Художественно –эстетическое
развитие». Продолжать знакомить детей с
разными видами искусства; упражнять в определении жанра живописи (пейзаж, натюрморт,
портрет); поддерживать желание детей рисовать, лепить, заниматься аппликацией.
Для этого пополнить ППС: альбомы с репродукциями, краски, карандаши, раскраски,
трафареты и штампы.
5. «Физическое развитие».
Оснастить физкультурный уголок атрибутами и материалами для физического
развития детей. Пополнить картотеку утренних зарядок и динамических пауз.
Запланировать совместные досуговые мероприятия с родителями («День здоровья»,
«Папа, мама, я- спортивная семья» и тп.