Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи_МАДОУ детский сад 460

Описание образовательной программы

Актуальность проблемы.

В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МДОБУ специализированной программы по коррекции речевых нарушений старших дошкольников.

В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционно-развивающей работы с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. Успех коррекционной работы на логопункте мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса.

Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде, определить выбор направления инновационной деятельности, его содержания в русле интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

 

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей программы коррекционно-развивающей деятельности логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда рассчитана на учебный год и предназначена для детей 5 – 7 лет с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, дизартрия, ОНРI-IV ур.), зачисленных по результатам обследования и решением ПМПк на логопедический пункт ДОУ.

Данная Рабочая программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности логопеда составляют:

·         Конвенция ООН о правах ребенка;

·         Декларация прав ребенка;

·         Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).

·         Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

·         Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

·         Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

·         Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;

·         Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

·         Положение о логопедическом пункте ДОУ;

·         а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Таким образом, адаптированная программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников ДОУ. В программе   определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с различными речевыми патологиями (в основном ФНР и ФФНР), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.

 
 

1.2. Цель и задачи реализацииПрограммы

Цель программы – организация системы коррекционно-консультативной деятельности логопункта ДОУ, обеспечивающей  механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующей развитию личности ребёнка и эффективному усвоению им содержания образовательной программы ДОУ.

Задачи программы:

·         обследование детей и выявление среди них, нуждающихся в профилактической и коррекционно-развивающей помощи;

·         изучение уровня речевых, познавательных особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы;

·         систематическое проведение профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми;

·         овладение воспитанниками нормами речи;

·         развитие навыков свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми, социализация ребенка;Хочу такой сайт

·         формирование у родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

Сроки реализации программы:

1половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации. С середины сентября – работа по коррекции звукопроизношения.

С мая – экспресс – обследование речевого развития.

Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, познавательноисследовательской, творческой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, конструирования, музыкальной деятельности и восприятия художественной литературы и фольклора. Решение задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и деятельности детей. Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Объем работы занятий (индивидуальные и подгрупповые) по звукопроизношению по усмотрению логопеда. Из расчета 2-3 занятия в неделю. Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Занятия проводятся как индивидуальные, так и подгрупповые. Такая форма организации занятий позволяет логопеду уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики обучения - развивающие. Программа разработана для детей 5-7 лет и рассчитана на 2 года обучения.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Достижение поставленной цели и решение задач программы осуществляется с учётом следующих принципов:

·         принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

·         онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

·         принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

·         принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

·         принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

·         принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

·         принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

·         принцип постепенности подачи учебного материала;

·         принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

·         принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

·         принцип обеспечения активной языковой практики.

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые), в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Таким образом, основной идеей рабочей программы учителя-логопеда является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

1.4. Приоритетные направления деятельности учителя-логопеда по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Приоритетные направления деятельности учителя-логопеда по реализации Образовательной программы дошкольного образования для воспитанников с нарушением речи.

Приоритетное направление педагогической деятельности – обеспечение равных возможностей при освоении воспитанниками детского сада основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями.

Реализация данного направления обеспечивается психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями через:

- организацию эффективных условий, обеспечивающих максимальную коррекцию речевого недоразвития у детей и качественное усвоение ими содержания образования;

- использование игровых компьютерных технологий на занятиях, как средство повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, с целью оптимизации процесса формирования предпосылок учебной деятельности;

- вовлечение семей воспитанников в орбиту педагогической деятельности, способствующей индивидуализации образовательного процесса и достижению высоких результатов в развития каждого ребёнка.

 

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи_МАДОУ детский сад 460 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».