Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи_МАДОУ детский сад 460
Описание образовательной программы
Актуальность проблемы.
В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло
количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями
речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МДОБУ
специализированной программы по коррекции речевых нарушений старших
дошкольников.
В данное время происходит переосмысление и продуманность
коррекционно-развивающей работы с учетом новых федеральных государственных
образовательных стандартов. Успех коррекционной работы на логопункте мы
определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в
логопедизации всего учебно-воспитательного процесса.
Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к
условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде, определить
выбор направления инновационной деятельности, его содержания в русле
интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на
федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования
(ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной
индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном
возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и
речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов,
незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным
окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем
более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также,
возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап
развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в
частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного
учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению
коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную
адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает
необходимость разработки содержания Рабочей программы коррекционно-развивающей
деятельности логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной
организации.
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности
учителя-логопеда рассчитана на учебный год и предназначена для детей 5 – 7 лет
с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, дизартрия, ОНРI-IV ур.), зачисленных по
результатам обследования и решением ПМПк на логопедический пункт ДОУ.
Данная Рабочая программа является нормативно - управленческим документом
дошкольного образовательного учреждения, характеризующим
систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в
условиях воспитательно-образовательного процесса.
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей программы коррекционно-развивающей
образовательной деятельности логопеда составляют:
·
Конвенция ООН о правах ребенка;
·
Декларация прав ребенка;
·
Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения
(ООП ДОО).
·
Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
·
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
·
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования»
·
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013
г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
·
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
·
Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
·
Положение о логопедическом пункте ДОУ;
·
а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной
педагогики и психологии.
Таким образом, адаптированная программа разработана с учетом целей и задач
основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей
и возможностей воспитанников ДОУ. В программе определены
коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства
формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной
речи. Данная Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания
детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с различными речевыми патологиями
(в основном ФНР и ФФНР), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.
1.2. Цель и задачи реализацииПрограммы
Цель программы – организация системы коррекционно-консультативной
деятельности логопункта ДОУ, обеспечивающей механизм компенсации речевого
недоразвития у детей, способствующей развитию личности ребёнка и эффективному
усвоению им содержания образовательной программы ДОУ.
Задачи программы:
·
обследование детей и выявление среди них, нуждающихся в профилактической и
коррекционно-развивающей помощи;
·
изучение уровня речевых, познавательных особенностей детей, определение
основных направлений и содержания работы;
·
систематическое проведение профилактической и коррекционно-развивающей
работы с детьми;
·
овладение воспитанниками нормами речи;
·
развитие навыков свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми,
социализация ребенка;
·
формирование у родителей информационной готовности к логопедической работе,
оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
Сроки реализации программы:
1половина
сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление
документации. С середины сентября – работа по коррекции звукопроизношения.
С
мая – экспресс – обследование речевого развития.
Реализация
целей осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности:
игровой, познавательноисследовательской, творческой, коммуникативной,
двигательной, изобразительной, конструирования, музыкальной деятельности и
восприятия художественной литературы и фольклора. Решение задач осуществляется
в совместной деятельности взрослых и детей и деятельности детей. Коррекционная
работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с
учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Объем работы занятий (индивидуальные и подгрупповые) по звукопроизношению по
усмотрению логопеда. Из расчета 2-3 занятия в неделю. Обязательным элементом
каждого занятия являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика,
дыхательная гимнастика. Занятия проводятся как индивидуальные, так и
подгрупповые. Такая форма организации занятий позволяет логопеду уделить
каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики
обучения - развивающие. Программа разработана для детей 5-7 лет и рассчитана на
2 года обучения.
1.3.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Достижение поставленной цели и решение задач программы осуществляется с
учётом следующих принципов:
·
принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и
психического развития детей с нарушениями речи;
·
онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи
в норме;
·
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
·
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного
процесса;
·
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
·
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным
особенностям детей;
·
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
·
принцип постепенности подачи учебного материала;
·
принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих
возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
·
принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
·
принцип обеспечения активной языковой практики.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность -
основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие
занятия (индивидуальные и подгрупповые), в соответствии с Рабочей
программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и
развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм
обучения.
Таким образом, основной идеей рабочей программы учителя-логопеда является
овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и
коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами
грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и
обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
1.4.
Приоритетные направления деятельности учителя-логопеда по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Приоритетные направления
деятельности учителя-логопеда по реализации Образовательной программы
дошкольного образования для воспитанников с нарушением речи.
Приоритетное
направление педагогической деятельности – обеспечение равных возможностей при
освоении воспитанниками детского сада основной образовательной программы
дошкольного образования в соответствии с их индивидуальными возможностями и
потребностями.
Реализация
данного направления обеспечивается психолого-педагогическим сопровождением
детей с особыми образовательными потребностями через:
- организацию
эффективных условий, обеспечивающих максимальную коррекцию речевого
недоразвития у детей и качественное усвоение ими содержания образования;
-
использование игровых компьютерных технологий на занятиях, как средство повышения
эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у
детей старшего дошкольного возраста, с целью оптимизации процесса формирования
предпосылок учебной деятельности;
- вовлечение
семей воспитанников в орбиту педагогической деятельности, способствующей
индивидуализации образовательного процесса и достижению высоких результатов в
развития каждого ребёнка.