Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее -
Программа) определяет содержание и организацию коррекционно-образовательного
процесса в условиях логопункта для детей с тяжелыми нарушениями речи
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад
№ 460 с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
АОП ДО
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), с учетом Примерной
основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением
федерального учебно - методического объединения по общему образованию, от 20
мая 2015 года №2/15).
Программа
разработана в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными
правовыми актами, локальным актами, регулирующими деятельность МАДОУ:
1. Закон РФ от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный
закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации».
3. Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).
4.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 1.2.3685-21, утверждены
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2.
5. Письмо Министерства образования и науки РФ
от 28 февраля 2014 г. N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
6. Приказ Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования» с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.
7. Порядок
организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный
приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014.
8. Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)».
9. Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № аф-150/06 «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами».
10. Письмо
Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О
психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения».
11. Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 07.06.2013 N ИР-535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей».
12. Устав муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «МАДОУ детский сад №460»,
Данная
Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как
особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на
историко-эволюционный подход к развитию личности в природе и обществе,
коррекционную педагогику и психологию ребенка, педагогическую антропологию,
педагогику достоинства и педагогику сотрудничества. Коррекционная помощь детям с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) является одним из
приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность
проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития
детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей
раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени
выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым
системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это
обусловливает актуальность Программы и необходимость ее внедрения в практику
образования.
Программа
направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и
материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка,
формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и
познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей
посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в
сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и
безопасности детей. Содержание Программы в соответствии с требованиями
Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и
организационный. Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы
и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде
целевых ориентиров. Содержательный раздел Программы включает описание
коррекционнообразовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной,
познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, что
обеспечивает адаптацию и интеграцию детей с ОВЗ в обществе. Программа
определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как: –
игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры), –
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми), –
познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также
такими видами активности ребенка, как: – восприятие художественной литературы и
фольклора, – самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице), – конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал, – изобразительная (рисование, лепка,
аппликация), – музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах), – двигательная (овладение основными движениями) формы активности
ребенка. Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации
коррекционно-образовательной деятельности, необходимых для достижения целей
Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а
также особенности организации коррекционно-образовательной деятельности, а
именно описание – психолого-педагогических, кадровых, материально-технических
условий, – особенностей организации развивающей предметно-пространственной
среды, – особенностей коррекционно-образовательной деятельности разных видов и
культурных практик, – способов и направлений поддержки детской инициативы, –
особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,
– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных
потребностей.
Программа
включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования. В соответствии с Программой описание традиционных
событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других
социокультурных особенностей включено в часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Программа также содержит развивающее оценивание
достижения целей в форме педагогической и логопедической диагностики детей, а
также качества реализации адаптированной образовательной программы. Система
оценивания качества реализации программы направлена в первую очередь на
оценивание созданных дошкольным учреждением условий внутри образовательного
процесса. Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и
развитию и краткой презентацией программы.