ООП-ОП ДО ранний возраст 2022-2023
Описание образовательной программы
В Муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении детский сад №460 (далее МАДОУ детский сад
№460) реализуется основная общеобразовательная программа – образовательная
программа дошкольного образования (далее ООП - ОП ДО). Краткое название - МАДОУ детский сад №460. В МАДОУ
детский сад №460 функционирует одна группа раннего возраста общеразвивающей
направленности.
ООП-ОП ДО
разработана коллективом МАДОУ
детский сад №460 в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (далее ФГОС ДО), (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. № 1155), с учетом Примерной
основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20 мая 2015
года №2/15)
Рабочая программа разработана в
соответствии с основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования
(далее
РП ДО), утвержденной заведующим
Соломенникова В.А. приказ № __ от «14» августа 2022 г.
РП ДО формируется как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей
дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного
образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых
ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия.
РП ДО является основным
документом МАДОУ детский сад № 460, характеризующим специфику содержания
образования и особенности организации образовательного процесса, направленного
на обеспечение разностороннего развития детей в возрасте от 2 до 3 лет по
направлениям (образовательным областям): социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие на
основе учета возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей
воспитанников.
Образовательная деятельность
осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русский. МАДОУ
детский сад №460 обеспечивает образовательную деятельность, присмотр и уход за
детьми в возрасте от 2 до 3 лет. Ребенок в соответствии с жизненными ситуациями
может включиться в образовательную деятельность в любом возрасте от 2 до 3
лет. РП ДО реализуется в течение всего
времени пребывания детей в МАДОУ детский сад № 460, в период непосредственного
пребывания ребенка в МАДОУ детский сад № 460. Срок реализации рассчитан на 1год(при
возможности получения ребенком дошкольного образования не зависимо от времени и
периода заключения с родителями (законными представителями) «Договора об
образовании»).
МАДОУ детский сад № 460 функционирует в
режиме сокращенного пребывания детей 10,5 – часов, с 7:30 до 18:00 часов и
пятидневной рабочей недели, исключая праздничные и выходные дни.
В качестве нормативных правовых оснований разработки ООП-ОП ДО выступают
следующие нормативные правовые документы:
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции от 7 мая 2013 г.).
2.
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155)
3.
Комментарии
к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) Департамент общего образования от 28 февраля
2014 г. № 08-249
4. Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
1.2.3685-21, утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2020 г. № 26.
5.
Письмо
Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 «Комментарии
к ФГОС дошкольного образования».
6.
Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N
761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования» с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011
г.
7.
Порядок
организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный
приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября
2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
9.Устав МАДОУ детского сада №460.
Исходя из ФГОС ДО в РПДО учитываются:
- индивидуальные потребности
ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,
определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные
потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе
с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения
ребенком РП ДО на разных этапах ее реализации.
По своему организационно-управленческому статусу РП ДО,
реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.Характер ООП –
ОП ДО раскрывается через представление
общей модели образовательного процесса в МАДОУ детский сад №460, возрастных
нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в
пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание
образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно‑пространственная
и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из
которых создается. РП ДО МАДОУ детский сад №460.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития
дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности
позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и
к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и
творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных
видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на
обеспечение здоровья и безопасности детей. Социальная ситуация развития
определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями
относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически
сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и
содержанием его активности. Формируемая социальная ситуация развития выступает
как источник социализации и развития личности ребенка, определяет уклад
жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной
деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.
На основе РП ДО на разных возрастных этапах развития и
социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.
Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития
детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость
пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные
(формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех
участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей
(законных представителей), администрацию), условия детской активности
(доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих
возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого
ребенка), материально-технические и другие условия образовательной
деятельности.
Содержание РП ДО в
соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и
задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения
в виде целевых ориентиров. РП ДО также содержит рекомендации по развивающему
оцениванию достижения целей в форме педагогической диагностики развития детей.
Содержательный разделПрограммы включает
описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной,
познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.РП ДОопределяет
примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности:
-
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
-
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
-
общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого,
-
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок,
лопатка и пр.),
-
восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
-
двигательная активность;
Описываются
особенности организации образовательной
деятельности:
-
особенностей образовательной деятельности разных
видов и культурных практик,
-
способов и направлений поддержки детской
инициативы,
-
особенностей взаимодействия педагогического
коллектива с семьями дошкольников,
-
описание
коррекционно-развивающей работы.
Организационный раздел Программы описывает
систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для
достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых
ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а
именно описание:
– психолого-педагогических, кадровых,
материально-технических и финансовых условий,
– особенностей организации развивающей
предметно-пространственной среды,
– планирование образовательной
деятельности
–особенностей разработки режима
дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей, их образовательных потребностей.
Объем обязательной части основной
образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема.
Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками
образовательных отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.